|
14.06.11 15:03 |
Отечество не помогает |
Несмотря на усилия игроков рынка, переработка полиамида в России растет слишком медленно. Для развития бизнеса правильнее сделать ставку на увеличение экспорта, однако решить связанные с этим сырьевые проблемы самостоятельно производители не могут
В четверг 9 июня в отеле «Балчуг Кемпински Москва» состоялась международная конференция Creon «Капролактам и Полиамид 2011». По словам генерального директора компании Creon Санджара Тургунова, нынешняя конференция является в чем-то традиционной, а в чем-то новой, поскольку рыночная ситуация за последнее время существенно изменилась и всех интересует то, как отрасль будет выглядеть в ближайшем будущем. Индустрия переходит от поиска путей выживания к поиску путей развития, осторожно нащупывает их и с умеренным оптимизмом смотрит в будущее.
О мировом и российском рынке капролактама и полиамида в обзорном докладе собравшимся рассказал директор по маркетингу компании «КуйбышевАзот» Дмитрий Рыбкин. Мировой спрос на капролактам составляет 4,4 млн т и будет расти, согласно оценкам, в среднем на 2% ежегодно в течение ближайших пяти лет. При этом традиционное использование капролактама для выпуска полиамидных волокон уступает позиции новым продуктам – пластикам и пленкам на основе полиамида, на которые приходится уже 28 и 10% потребления соответственно. При этом за прошедшее десятилетие потребление полиамидных волокон выросло крайне незначительно и только за счет технических нитей, использование полиамида в текстильной индустрии сократилось. География мирового производства и потребления капролактама сильно не совпадают друг с другом, поскольку азиатский рынок, на который приходится более половины мирового спроса, для удовлетворения потребностей импортирует более 1 млн т капролактама из других регионов, в основном из Европы и стран СНГ. В то же время Европа, США и страны СНГ унаследовали от эпохи широкого использования полиамидных волокон в текстильной индустрии значительные мощности по выпуску капролактама, которые сейчас используются для удовлетворения растущего спроса в Азии. В результате мировые мощности загружены почти полностью, однако азиатские, прежде всего, китайские компании активно расширяют производство, поэтому объемы импорта капролактама в Азию, по прогнозам, будут постепенно сокращаться.
Страны СНГ стали крупными экспортерами капролактама в результате обвального спада в индустрии его переработки в полиамидные волокна, прежде всего, текстильные, в 1990-е годы. В 2000-е экспортная направленность индустрии капролактама позволила восстановить объемы производства и увеличить мощности. Сейчас экспортируется более 60% производимого капролактама, при этом мощности всех производителей полностью загружены и планируется их расширение. В частности, «КуйбышевАзот» и «ЩекиноАзот» планируют расширить мощности на 15-30 тыс. т каждый, «ГродноАзот» на 10-20 тыс. т. Мощности по полимеризации капролактама могут вырасти только на 91 тыс. т за счет реализации инвестиционных проектов в Белоруссии. Рост мощностей сдерживается, с одной стороны, дефицитом сырья, с другой – неясными перспективами экспорта продукции в Китай, где активно развивается импортозамещение. Поэтому большие надежды производители возлагают на развитие переработки капролактама и увеличение потребления полиамида в странах СНГ.
Российский рынок полиамида пережил тяжелый спад в ходе недавнего кризиса, однако полностью восстановился уже в 2010 году. Пока, в отличие от большинства развитых стран, использование полиамидных пластиков в СНГ невелико, большая часть полиамида перерабатывается в волокна и нити, а также экспортируется. Предполагается, однако, что к 2015 году потребление полиамида вырастет на 37%, а доля его экспорта сократится. При этом основные надежды на рост потребления инженерных полиамидных пластиков г-н Рыбкин связывает с деятельностью зарубежных компаний в странах СНГ, которые придут вслед за игроками других отраслей (прежде всего, автопрома). В целом же потребление капролактама в странах СНГ увеличится в полтора раза.
Что касается «КуйбышевАзота», который производит более 90% полиамида в России, то компания пока не планирует расширять мощности по полимеризации. Из 157 тыс. т мощностей по выпуску полиамида по 35% приходится на выпуск марок для пластиков и текстильных волокон, по 15% - на производство пленок и высокопрочных нитей. Хотя среднемировая маржа переработки капролактама достаточно стабильна и составляет около 300 долларов с одной тонны, в России работу переработчиков сильно осложняет дефицит и дороговизна исходного сырья – ароматических углеводородов. «КуйбышевАзот» реализует проект по снижению удельного расхода сырья. Планируется возобновление совместного с Магнитогорским металлургическим комбинатом проекта по очистке каменноугольного бензола. О повышении ресурсоэффективности без большого расширения мощностей говорил и Георгий Елисеев, начальник управления стратегии другого крупного производителя капролактама холдинга «Сибур-Минудобрения».
Директор по науке и развитию группы «Полипластик» Михаил Кацевман рассказал о российском рынке композиционных материалов на основе полиамида. По его словам, российский рынок этой продукции не быстро, но уверенно растет и составляет около 22 тыс. т. Около половины полиамидных композитов применяется в автопроме, 20% в электротехнике, прочие объемы идут на нужды машиностроения и мебельной индустрии, причем такая структура потребления нормальна для большинства развитых стран. Базовой продукцией являются стеклонаполненные марки, более технологически сложной продукцией являются ударопрочные марки, а наиболее продвинутой – трудногорючие марки для розеток и другой электротехнической продукции. Надежды на бурный рост потребления полиамидов в автомобильной индустрии пока не оправдываются, поскольку даже в наиболее развитых странах в одном автомобиле используется только 14 кг полиамидов, в то время как в России в 2014 году будет собираться не более 2,1 млн автомобилей, а значит спрос на полиамид не превысит 30 тыс. т. К тому же сейчас из-за роста цен на сырье, полиамид теряет конкурентоспособность в сравнении с полибутилентерефталатом, поликарбонатом и другими альтернативными материалами и ключевые игроки рынка занимают выжидательную позицию, поскольку цены могут остаться высокими еще год-два. По словам г-на Кацевмана, бум спроса на полиамид в автопроме России не предвидится, если автопром в России не станет экспортноориентированной отраслью. По-видимому, западные компании, занимающиеся производством композитов, ориентируются именно на такой сценарий. В противном случае Россия станет им интересна только в долгосрочной перспективе, примерно так же, как производителям автокомплектующих, которые сейчас предпочитают инвестировать в страны Восточной Европы существенно больше, чем в Россию.
О российской индустрии полиамидных пленок рассказал заместитель генерального директора по развитию и маркетингу «НТЛ упаковка» Алексей Чубыкин. По его словам, рынок этой продукции остается нишевым, но достаточно интересным. Основными потребителями полиамидных барьерных пленок являются упаковочные предприятия, работающие по заказам производители колбасной продукции, мясных изделий, сыров. Общий объем рынка барьерных пленок оценивается в 20 тыс. т, он очень болезненно пережил кризис из-за падения спроса на дорогую пищевую продукцию, однако сейчас восстанавливается. Производство барьерных пленок появилось в России еще в 1990-е годы, однако в крупных масштабах началось только относительно недавно, на волгоградском заводе Sealed Air, где ведут работу сразу десять независимых линий по выпуску пленок. Проекты большинства других участников рынка оказались с коммерческой точки зрения малоуспешны, поскольку они нередко пытались выполнять множество малых заказов производителей на единственной линии, что вело к росту себестоимости и большим технологическим потерям. Сейчас компании, разрабатывавшие проекты создания новых производств полиамидных барьерных пленок перепрофилировали их в полиолефиновые. В то же время, есть пример и успешного ведения бизнеса в этой области и без участия зарубежного капитала, правда, не в России, а на Украине, где на куда меньшем рынке смогла утвердиться компания «Укрпластик».
При затрудненном количественном росте на первый план должно выйти качественное развитие отрасли и выход на рынок с новой инновационной продукцией, а также повысить техническую эффективность имеющихся производств. Независимый эксперт отрасли Юрий Павлов рассказал об отечественных разработках катализаторов для производства капролактама. Их характеристики не уступают импортным аналогам, однако за счет того, что они вдвое дешевле и имеют такой же срок службы, себестоимость капролактама может быть на 3-5% ниже. Старший научный сотрудник Института элементоорганических соединений РАН Дмитрий Сапожников и профессор Кабардино-Балкарского государственного университета Светлана Хаширова рассказали о перспективных разработках композиционных материалов на основе полиамидов. Доклад Светланы Хашировой был посвящен нанокомпозитам со слоистыми силикатами. Планируется создание первого отечественного производства этой инновационной продукции мощностью 10 тыс. т в год в Нальчике с использованием местного монтмориллонита. Г-н Сапожников рассказал о разработках Института в области получения модифицированного поликапроамида, которые отличаются улучшенными механическими свойствами и устойчивостью к ультрафиолетовому излучению. Первые партии опытной продукции появятся на рынке уже в 2012 году.
По мнению главы компании Creon Фареса Кильзие, российским производителям капролактама не стоит возлагать больших надежд на развитие переработки внутри страны. Рынок полиамидных волокон отошел на второй план, а европейские производители композитов для автопрома давно заняли выжидательную позицию относительно России, понимая, что без их технологий отрасль развиваться не будет. Вместо этого отрасли стоит сделать ставку на реализации конкурентных сырьевых и географических преимуществ – использовать ресурсы ароматики и близость к Китаю для укрепления позиций на этом рынке и оттеснить оттуда игроков, не имеющих собственного дешевого сырья. В перспективе следует переходить к экспорту не капролактама, а полиамида – в России уже назревает появление сопоставимого по мощности с «КуйбышевАзотом» нового производителя этого полимера. Однако для этого нужно решить вопросы с поставками ароматики, которые сильно тормозят инвестиционное развитие отрасли, и здесь большие возможности открываются перед крупными нефтяными компаниями, такими как «ЛУКойл» и «Газпром нефть».
Все новости индустрии
|
|