Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) усматривает в поведении нефтяных компаний признаки нарушения антимонопольного законодательства, в частности, наличие картельного сговора, говорится в сообщении службы по итогам совещания руководителя ФАС Игоря Артемьева с представителями Российского топливного союза (РТС).
"Это может явиться одной из разновидностей картельного сговора, за которое антимонопольным законодательством предусмотрена крайняя мера ответственности, вплоть до уголовной", - сказал Артемьев.
В свою очередь, президент РТС Евгений Аркуша отметил, что наиболее неблагоприятная ситуация складывается в Санкт-Петербурге, Воронеже, Новосибирске, на Сахалине и Алтайском крае.
"При таком раскладе в ближайшие дни многие регионы могут остаться без топлива", - подчеркнул Аркуша.
В сообщении отмечается, что ситуация осложняется тем, что в Центральном федеральном округе четыре нефтеперерабатывающих завода встали на профилактические работы, а в Сибирском федеральном округе предстоят ремонты в мае.
Кроме того, руководители топливных союзов и ассоциаций обозначили основные проблемы на региональных рынках нефтепродуктов. Главная проблема связана с несоразмерным снижением цен на оптовом и розничном сегментах.
"Если крупные игроки, такие как "Роснефть", "Газпром нефть" и другие снижают розничную цену на 5 руб., то при оптовых закупках стоимость бензина опускается буквально на 1-2 руб. Получается, что небольшие компании при таких показателях уходят в минус, а на рынке возникает дефицит", - пояснил президент Алтайского топливного союза Юрий Матвейко.
Согласно представленным участниками совещания данным, вертикально-интегированные нефтяные компании (ВИНК) создают дефицит путем ограничения отпуска нефтепродуктов.
По результатам совещания было принято решение направить предупреждения руководителям нефтяных компаний о необходимости стабилизации ситуации на внутреннем рынке нефтепродуктов, а также запросить с них объяснения о причинах возникновения товарного дефицита.
Напомним, что ранее ФАС России возбудила порядка 40 дел на региональных рынках нефтепродуктов в связи с тем, что региональные сбытовые компании, входящие в ВИНК, завышают оптовые цены на нефтепродукты для независимых АЗС, в том числе со ссылкой на цены неконкурентных биржевых торгов.
В конце декабря 2010 года ФАС по результатам предварительного анализа направила письма нефтяным компаниям с требованием разъяснить причины роста цен на топливо. Однако рост цен продолжился, и с октября 2010 года по конец января 2011 года составил 53% на зимнее дизельное топливо. Цены на авиакеросин за это же время выросли более чем на 30%.
Тогда ФАС возбудила антимонопольные дела против крупнейших нефтяных компаний "Роснефти", ЛУКОЙЛа и "Газпром нефти", обвинив их в завышении цен на нефтепродукты.
В феврале, по данным Росстата, нефтяные компании снизили свои цены на бензин на 1,5%, в марте - на 0,8%. Сами нефтяники утверждали, что дизтопливо и бензин в среднем у них подешевели на 4-5%. Об этом сообщает РИА Новости.
По материалам OilCapital
Все новости индустрии
|