VI Международная конференция «Полистирол и АБС-пластики 2009» состоялась 16 сентября в отеле «Балчуг Кемпински Москва». Одна из крупнейших отраслевых информационно-аналитических площадок в России вновь объединила несколько десятков представителей игроков двух наиболее популярных сегментов рынка стирольных пластиков, тем самым успешно пройдя проверку на авторитетность и компетентность в условиях экономического спада. Партнером организатора мероприятия компании «Креон» уже на протяжении нескольких лет выступает ООО «Европластик».
Открыв работу мероприятия кратким теплым приветствием, генеральный директор ЗАО «Креон» Санджар Тургунов пригласил к микрофону первого докладчика – Тамару Хазову, директора департамента аналитики ЗАО «Креон». Она сделала подробный обзор текущего состояния российского рынка полистирола и рассказала о его ближайших перспективах. Подводя итоги работы отрасли в 2008 году, она отметила, что за этот период производство полистирола снизилось на 4%, экспорт и импорт выросли на 15% и 13,6% соответственно, а спрос упал на 3,2%. В целом по отрасли спрос опережал предложение более чем на 50%, стимулируя рост доли импорта на рынке, которая в минувшем году составила 47,5%. Больше всего российские потребители в 2008 году нуждались во вспенивающемся полистироле – спрос превысил предложение в 5,7 раз. Потребности в АБС-пластиках в большей степени удовлетворялись за счет внутреннего производства – спрос оказался выше всего в 1,7 раза. В сегменте полистирола общего назначения спрос был сбалансирован с предложением, сказала Т.Хазова.
В первые семь месяцев 2009 года из-за резкого спада в строительной отрасли – крупнейшего потребителя полистирола (50%) – устремились вниз и основные показатели рынка полистирола. Так, по словам Тамары Хазовой, производство сократилось на 3,8%, импорт – на 43,5%, спрос упал почти на 30%. При этом экспорт вырос на 43,7%. Все это сопровождалось рекордным ростом цен на продукцию: с февраля по август текущего года полистирол общего назначения подорожал на 25%, вспенивающийся – на 12%, АБС – на 23%.
Рассматривая последствия глобального экономического спада для российского рынка полистирола, г-жа Хазова назвала путь повышения цен и получения высокой маржи «негативным уроком кризиса». По ее мнению, отрасли нужно двигаться в направлении инновационного развития, то есть инвестировать в расширение существующих и строительство новых мощностей. Все необходимые предпосылки для этого есть: в стадии реализации находятся проекты по вводу новых линий по выпуску вспенивающегося полистирола на «СИБУР-Химпроме» и «Нижнекамскнефтехиме», некоторые производители идут по пути модернизации производства, такие как «Пластик» (Тульская обл.).
С положением дел на рынке полистирола Центральной и Восточной Европы участников конференции познакомил директор по маркетингу компании Syntos S. A. Томас Биедрава. В свой обзор он включил информацию по всем ключевым странам региона, кроме России, мотивируя это тем, что исчерпывающую характеристику по данному рынку всегда приводят местные эксперты. По словам Т. Биедравы, в 2006 году производство полистирола в странах Центральной и Восточной Европы составило 245 тыс. тонн при ежегодном росте на 3%. Объем потребления достиг 322 тыс. тонн и самая большая доля потребления пластика приходилась на Польшу и Венгрию (60%). Спрос на полистирол значительно превышал объем производства, дефицит продукции восполнялся за счет импорта из Западной Европы. Крупнейшим сегментом потребления полистирола в регионе является одноразовая упаковка, на долю которой приходится 60%.
Докладчик отметил, что в 2009 году далеко не все страны рассматриваемого региона испытали на себе последствия экономического кризиса. Большая часть из них, по данным эксперта, должна закончить текущий год ростом. К ним относятся Словакия (+10%), Прибалтика (+9%), Румыния (+13%), Беларусь (+5-10%) и самый большой прирост ожидается в Украине - 20%. В минусе окажутся Венгрия и Болгария (обе - по 25%), Чехия (-20%) и Польша (-10%).
Во второй части выступления Томас Биедрава привел данные по рынкам полистирола общего назначения, вспенивающегося и экструдированного в странах Центральной и Восточной Европы и сделал прогноз их развития на ближайшие годы.
Представители ведущих российских производителей полистирола снова вернули ход дискуссии в русло проблем отечественного рынка. Наталья Култыгина, главный специалист ООО «СИБУР», рассказала о развитии производств вспенивающегося полистирола и АБС-пластиков на предприятиях «СИБУР Холдинг». Первый продукт группа выпускает пока только на площадке ОАО «Пластик» в Тульской области. С учетом того, что потребности во вспенивающемся полистироле в России достаточно велики (доля импорта превышает долю отечественной продукции), «СИБУР» до 2012 года планирует построить в Перми две новых линии общей мощностью 100 тыс. тонн в год. Первую очередь компания рассчитывает ввести в эксплуатацию уже в конце следующего года, сообщила Н.Култыгина. Проблема импортозамещения остро стоит сегодня и на российском рынке АБС-пластиков. Решать ее «СИБУР» собирается при помощи строительства нового производства на уже упомянутом ОАО «Пластик» мощностью 50 тыс. тонн в год уже в посткризисном 2013-м году. Специалисты «СИБУРа» убеждены, что работа над качеством и расширение ассортимента продукции позволит им в будущем успешно конкурировать с зарубежными коллегами.
Ключевой темой выступления Татьяны Хакимовой, начальника производственно-технического отдела полистиролов ОАО «Нижнекамскнефтехим», также было расширение ассортимента полистирольных пластиков. По ее словам, в настоящее время на химкомбинате выпускается 14 востребованных рынком марок полистирола из 28 возможных. Две из них были освоены совсем недавно – в апреле 2009 года. Речь идет о марках ПСОН585В и ПСОН530В (полистирола общего назначения без стеарата цинка).
Проблемы поставщиков полистирола в условиях кризиса на примере своей компании осветил Сергей Арбузов, генеральный директор ЗАО «Европластик». Последний квартал прошлого года принес «Европластику», как и многим другим российским компаниям, значительные убытки, связанные в основном с курсовой разницей (кредиты в валюте и импортная продукция), а также резкое падение цен на полимеры, находящиеся на складах. Поэтому компания заложила в основу философии работы на 2009 года принцип выживания, отметил С. Арбузов. Для достижения своих целей в 2009 году «Европластик» предпринял ряд шагов: сократил объем товарных остатков; перенес часть складских объемов полимеров в Нижний Новгород; в связи с ограничением кредитных средств, сократил размер рассрочки платежа до 30 дней и ввел лимиты на суммы товарных кредитов; ужесточил требования к покупателям по предоставлению рассрочки платежа; отказался от квартального ценообразования; в максимально жесткие сроки провел суды с неплательщиками и получил судебные решения в рамках мировых соглашений или решений Арбитражного суда.
Хотя все эти жесткие меры крайне негативно отразились на имидже компании, особенно в совокупности со снижением спроса в некоторых сегментах рынка (строительство, автомобилестроение) и ростом цен на полимеры от поставщиков, результаты первых двух кварталов показали, что компания приняла для себя единственно правильное решение. Это позволило сохранить и компанию, и существующую систему дистрибуции.
О ситуации с производством АБС-пластика Starex и его продажами в странах СНГ рассказал Сергей Корыцко, координатор по продажам и маркетингу в СНГ компании Samsung Cheil Industries. Как следовало из его доклада, в 2009 году произошло падение продаж АБС-пластиков на территории СНГ. В частности, продажи бренда Samsung Cheil Industries упали в России и особенно резко в Украине. Зато в Белоруссии они выросли, потому что в этой стране, по словам докладчика, кризисные явления ощущаются в меньшей степени.
В период кризиса проблем хватает и у переработчиков. О сегодняшнем и завтрашнем дне российского рынка вспененного полистирола рассуждал в своем выступлении Юрия Савкина, заместителя генерального директора по маркетингу ЗАО «Мосстрой-31». Эта компания хорошо известна как отечественным производителям, так и потребителям полистирола. В сегменте вспененного полистирола она занимает 25%. По словам Ю. Савкина, объем рынка теплоизоляционных материалов в России в 2008 году составил 36 млн куб. м, 18% которого пришлось на вспенивающийся полистирол. В 2009 году спикер прогнозирует падение объемов производства на 40% в крупных городах и на 20-30% в регионах. Потепление инвестиционного климата в России ожидается в I половины 2011 года, тогда и начнется восстановление строительного сектора, а вместе с ним и рынка теплоизоляционных материалов. По мнению г-на Савкина, после кризиса выживут предприятия, которые специализируются не только на производстве вспененного полистирола; не имеют больших кредитных портфелей; работают преимущественно с частными застройщиками и имеющие низкие издержки производства и высокую производительность труда.
Тему продолжил Василий Ткачев, директор по продажам XPS корпорации «ТехноНиколь». Он представил обстоятельный обзор проблем рынка XPS или экструдированного полистирола. Рынок плит XPS в России еще не так велик и занимает всего 4% рынка теплоизоляционных материалов, отметил В.Ткачев. Соответственно, любое снижение объемов потребления отражается на нем весьма негативно. К этому стоит прибавить проблему роста цен на сырье в условиях, когда сами переработчики повышать цены на свою продукцию в условиях не могут по вышеуказанной причине. Прогноз на 2009 год, по словам представителя компании «ТехноНиколь», неутешительный: рынок снизится с 1,8 млн куб. м до 1,5 млн куб. м. Кроме того, в России ожидается сильное сокращение поставок XPS на кровли. Усугубляет ситуацию неразбериха с методикой испытаний огнестойких конструкций, которая определяется «Техническим регламентом о требованиях пожарной безопасности». Рост рынка, считает В. Ткачев, возможен лишь в 2011 году, когда, по меньшей мере, начнет увеличиваться инвестиционное строительство.
Представитель крупнейшего на сегодняшний день производитель пленки из биаксиально ориентированного полистирола (БОПС) в России компания «Комус-Упаковка» внесла нотку оптимизма в напряженную атмосферу конференции, на которой так много говорили о кризисе. Лучеса Набатова, директор дивизиона этой компании, сообщила, что в августе они запустили линию по производству БОПС-пленки. Мощность производства составляет 15 тыс. тонн готовой продукции. Благодаря этому «Комус-Упаковка» закрепила за собой 35-процентную долю в данном сегменте.
Выступление последнего оратора несколько оживило ряды делегатов и стало весьма символичным завершением мероприятия. Г-жа Набатова на примере своей компании продемонстрировала, что даже во время кризисных явлений в экономике страны можно и нужно продолжать двигаться вперед. Многие участники конференции «Полистирол и АБС-пластики 2009» выразили надежду, что уже через год смогут собраться снова, чтобы говорить не об ухудшении показателей работы отрасли, а о начале ее восстановления и строить планы на посткризисный период.
По материалам Оргкомитет конференции
Все новости индустрии
|