19-20 марта в Москве проходил VI Московский химический саммит, организаторами которого выступили Российский союз химиков, Российская ассоциация нефтехимиков и нефтепереработчиков, РХО им. Д. И. Менделеева, Российский союз промышленников и предпринимателей. Оператор саммита – аналитическое агентство RCC Group. Ключевые проблемы развития отрасли обсуждали более 170 руководителей нефтехимической и химической промышленности РФ, видных российских ученых, представителей федеральных и региональных властей всех уровней.
В работе сессии "Российские и мировые холдинги: перспективы, возможности, решения" принимали участие представители российских и зарубежных холдингов. Господин Бройерс, член совета директоров концерна LANXESS, генерального спонсора VI Московского международного химического саммита, высоко оценил потенциал российского рынка продукции химии и нефтехимии. По его словам, концерн LANXESS во многом связывает будущее своего бизнеса с Россией и странами БРИК. "Открытость для иностранных инвестиций, активное развитие инновационных секторов, сам дух инноваций и креативности – отличительные черты российского рынка", - заявил Вернер Бройерс. Свою первое производство в России концерн планирует открыть в 2010 году в Дзержинске, в настоящее время московское представительство LANXESS предлагает российским потребителям патентованные инновационные химические продукты специального назначения Therban®AT (применение в нефтяной отрасли), Lewatit® 036 (очистка воды от мышьяка), Durethan® (автопром), а также каучуки для кабелей с высоким сопротивлением для подводного применения. В своем выступлении господин Бройерс также подробно рассказал российским коллегам о продуктовой линейке LANXESS, особо подчеркнув, что концерн намерен активно взаимодействовать в инновационной сфере с Российской академией наук.
Генеральный директор ООО "Эвоник химия" Эдуард Альбрехт продемонстрировал участникам образец стратегического государственного мышления, предложив собственную концепцию развития химического комплекса России в условиях мирового финансового кризиса. По мнению докладчика, непростые времена для мировой экономики российский химпром должен использовать для пересмотра стратегических приоритетов своего развития. Сегодня химическая промышленность с объемом производства около 41 млрд долларов занимает 2 % в ВВП России. Для сравнения в мировом ВВП доля химиков составляет 4 %, в ЕС и США – 5 %, в Южной Корее – 10 %. В соответствии со стратегией развития отечественный химпром к 2015 году должен вырасти в 3,5 раза.
Однако на пути этого роста возник мировой финансовый кризис, приведший к сокращению внутреннего потребления, сворачиванию инвестиционных проектов, снижению мировых цен на продукцию. Российские химики столкнулись и с протекционистскими мерами иностранных правительств, оперативно вставших на защиту своих производителей. В этих условиях правительство России предпринимает ряд мер по стабилизации положения в химпроме путем решения финансовых трудностей (отсрочка от уплаты основной суммы кредита), социальных проблем (43,7 млрд рублей на стабилизацию ситуации на рынках труда), повышения импортных пошлин и стимулирования внутреннего спроса (госзакупки, закупки госкорпораций и естественных монополий). Однако будут ли заложенные в стратегии и в антикризисном плане меры способствовать преодолению отставания от мировых химических грандов? Как заявил Эдуард Альбрехт, у России есть два пути выхода из кризиса: стабилизировать ситуацию, поддержав все (в том числе неэффективные) производства либо сформировать предпосылки и адекватную среду для будущего развития путем создания точек роста. "Государственная политика должна быть направлена на формирование инструментов посткризисного развития", - резюмировал докладчик и предложил свое видение такого развития. По мнению Альбрехта, четырех-пятикратный рост отечественного химпрома способна обеспечить стратегическая ориентация на инновационную – специальную и потребительскую – продукцию. В мире в настоящее время превалирует базовая химия, а значит, у России есть шанс создать и расширить инновационную нишу в разделении труда.
Доклад Мирона Гориловского, президента группы "Полипластик" - одного из лидеров российской полимерной отрасли, раскрыл перед участниками химического Саммита возможности использования полимерных труб на российском рынке в контексте инновационного высокотехнологичного производства. В качестве примера докладчик привел опыт Западной Европы, где производство напорных труб уже много лет является низко рентабельным, поэтому большинство компаний сосредоточены на выпуске наукоемких продуктов, обладающих более высокими потребительскими качествами, открывающих новые сферы применения и, вследствие этого, позволяющих производителю получать повышенную добавленную стоимость. По мнению докладчика, для России это станет справедливым в обозримом будущем.
Уже сегодня полимерные трубы активно применяются в крупных городах России в новых системах водоотведения и канализации. Спрос обеспечивает строительная отрасль. Газотранспортная система нашей страны также предъявляет спрос на полимерные трубы большого диаметра - сети низкого и среднего (6 бар) давления уже проектируются, в основном, с такими трубами. А в 1998 году была выпущена и введена в эксплуатацию газовая труба из ПЭ-100, которая рассчитана на рабочее давление до 12 бар. 1-ый км этой трубы, выпущенной заводом "Газтрубпласт", был проложен во Владимирской области. Приходят инновационные технологии и в российское производство полимерных труб для теплоснабжения, горячего водоснабжения (с температурами до 95°С и давлением до 1,0 МПа), транспортировки нефти и нефтепродуктов, других агрессивных сред. По словам Мирона Гориловского, полимерная трубная отрасль России развивается, несмотря на проблемы с сырьем, нехваткой технических специалистов и отсутствие государственной поддержки для внедрения инновационных технологий в отрасли.
Сергей Андреев представлял на Саммите крупнейшего мирового игрока химической индустрии. В 2008 году продажи BASF в мире превысили 63 млрд евро (из них в России и СНГ – 577 млн евро), на предприятиях концерна работают около ста тысяч человек (около тысячи в России и СНГ). Только в 2008 году BASF запустил в нашей стране три крупных проекта: производства лакокрасочной продукции для автомобильной промышленности на заводе в Павловском Посаде мощностью 6 тыс. тонн в год, автомобильных катализаторов в подмосковном Красногорске и газодобычу (совместно с ОАО "Газпром") на Уренгойском месторождении.
Несмотря на то, что после резкого спада в 4-м квартале 2008 года спрос на химическую продукцию не растет и рынок сжимается по экспоненте, BASF рассчитывает воспользоваться ситуацией для оптимизации затрат и издержек. А также для проведения программы реструктуризации и повышения эффективности, увеличения своей доли на рынке и привлечения новых клиентов, реализации новых проектов и мер по повышению конкурентоспособности продуктов и сервисных услуг. Именно это подчеркнул в своем выступлении Сергей Андреев. "Стабилизирующие факторы для BASF в условиях кризиса - диверсифицированный портфель продуктов и "здоровая" структура финансирования, - заявил на Саммите Сергей Андреев. - Концерн сохранит финансирование своей научно-исследовательской деятельности на уровне прошлых лет, тем самым закладывая фундамент успеха в долгосрочной перспективе". Докладу главного технолога ОАО "Нижнекамскнефтехим" Наиля Гильмутдинова не случайно было уделено большое внимание участников Саммита. "Нижнекамскнефтехим" - одно из ключевых предприятий химической и нефтехимической отрасли страны, инвестировавшее за последние несколько лет миллиарды долларов в модернизацию производственных мощностей, вывод готовой продукции на мировой уровень по качеству и сложности применяемых промышленных технологий. В своем выступлении докладчик обрисовал непростую финансовую ситуацию предприятия в связи с мировым кризисом. По его словам, в конце 2008 года сокращение производства в химпроме, сопровождаемое массовой остановкой мощностей – особенно в Европе, составило десятки процентов. "В 4-м квартале 2008 года наша компания столкнулась с резким снижением объемов продаж и цен на основные группы товаров, - сообщил Наиль Гильмутдинов. - Пока компания вынуждена функционировать в режиме выживания".
Докладчик, оценивая усилия, предпринимаемые государственными органами власти по преодолению последствий мирового финансового кризиса, указал на "узкие места" в осуществляемой государственной политике в области химии и нефтехимии. В частности, в числе нерешенных проблем он назвал торможение банками процедуры предоставления государственных гарантий по кредитам, длительность возмещения экспортного НДС (около полумиллиарда долларов в 2008 году), введение заградительных ввозных пошлин на каучуки и пластики (до 15–20 %) с целью защиты отечественного производителя от демпингующих иностранных компаний, отсутствие разумной дифференциации тарифов естественных монополий для стратегически важных предприятий химпрома и применение практики перекрестного субсидирования энергии, изымающей значительную долю средств из оборота отечественных производителей перерабатывающих отраслей. Наиль Гильмутдинов также заметил, что на химической промышленности негативно сказывается обнуление экспортных пошлин на сжиженный углеводородный газ (СУГ). В настоящее время цена на этот вид сырья составляет 8—9 тыс. рублей за тонну, что вдвое выше стоимости СУГ в конце прошлого года. Рост цен связан с увеличением экспортных поставок в результате отмены пошлины, что позволяет производителям сырья не продавать сырье себе в убыток. Объем потребления СУГ внутренним рынком в прошлом году составил 3,8 млн тонн, тогда как на экспорт было поставлено 1,8 млн т. В этом году, по экспертным оценкам, объем внутреннего потребления и экспорта будет примерно равным по причине отмены экспортной пошлины.
Говоря о последствиях мирового экономического кризиса, Наиль Гильмутдинов подчеркнул, что в компании пока осторожно оценивают возможность восстановления рынков в ближайшие месяцы. "Говорить о стабилизации можно лишь тогда, когда начнут поступать положительные новости из других ключевых отраслей промышленности: автомобильной, строительной, товаров бытовой радиоэлектроники и других", - считает глава "Нижнекамкнефтехима".
В то же время, уже сегодня государство способно повысить конкурентоспособность отрасли, в частности, решив проблему использования в нефтехимии попутного нефтяного газа (сегодня он по большей части сжигается в факелах или экспортируется, минуя отечественные перерабатывающие мощности), а также внеся изменения в СНиПы, открыв для российских производителей современных строительных материалов новый внутренний рынок сбыта высокотехнологичной продукции.
Участники сессии сошлись во мнении, что успех в преодолении кризиса российским химпромом станет показателем конкурентоспособности всего государства. По материалам RCCNEWS
Все новости индустрии
|