|
30.09.14 16:24 |
Итоги конференции «Ароматика 2014». |
19 сентября на рассмотрение в Госдуму РФ был внесен налоговый маневр в нефтяной отрасли, который вступит в силу с 2015 г. Разработчики проекта обещают участникам отрасли компенсировать убытки за счет акцизного вычета. Последние же опасаются дефицита сырья и готовятся к скачку цен на внутреннем рынке
23 сентября состоялась Восьмая международная конференция «Ароматика 2014», организованная компанией CREON Energy.
В приветственном слове генеральный директор CREON Energy Санджар Тургунов отметил, что рынок ароматических углеводородов стоит на пороге серьезных изменений, которые вызовет налоговый маневр. Игроки пытаются понять, к каким угрозам стоит готовиться и как минимизировать возможные негативные последствия. В процесс выработки оптимального варианта налогового маневра вовлечены все заинтересованные стороны: федеральные власти, региональные правительства, производители и переработчики. Основная цель – избежать ситуации, когда изначально хорошая идея в силу недоработок потеряет весь свой положительный эффект. А учитывая, что игроками рынка являются, в том числе, и градообразующие предприятия, необходим тщательно выверенный механизм поддержки и компенсаций. В этой связи консолидация участников отрасли крайне важна.
За прошедший год рынок бензола в РФ радикально изменился, из профицитного став дефицитным, сообщил заместитель директора по маркетингу компании «Импэкснефтехим» Леонид Кручинин. По итогам 2013 г. производство бензола составило 1212 тыс. т, прогноз на 2014 г. - 1137 тыс. т, снижение ожидается на уровне всего 50 тыс. т. Суммарный ресурс - импорт+производство - снизится на 6%. Потребление же по итогам текущего года составит 1162 тыс. т, прогнозный дефицит - 25 тыс. т. Еще осенью 2013 г. сверхнормативные запасы у потребителей превышали 20 тыс. т. Соответственно, производители нефтяного бензола начали экспортировать продукт. Затем последовал ряд аварий, как на предприятиях-производителях, так и на потребителях. С апреля по сентябрь 2014 г. сокращение импорта (в т.ч. украинского) бензола по сравнению с 2013 г. составило 22 тыс. т, существенное влияние оказал и сезон ремонтов на производствах. Все это привело к возникновению дефицита на рынке. По мнению г-на Кручинина, в 2015 г. при условии пуска завода «Ставролен» и работы производителей на нормальных загрузках рынок будет сбалансирован.
Производство параксилола в РФ в 2013 г. составило 300 тыс. т, из них 170 тыс. т потребил «Полиэф», остальные 130 тыс. т ушли на экспорт. Ортоксилола в прошлом году выпущено 186 тыс. т, отгрузка по РФ составила 126 тыс. т. Производство толуола по итогам 2013 г. зафиксировано на уровне 131.6 тыс. т (каменноугольный – 117.7 тыс. т, нефтяной – 13.9 тыс. т), этот объем направлен исключительно на внутреннее потребление.
Перейдя непосредственно к теме налогового маневра, г-н Кручинин рассказал, что для ароматики Правительством РФ был предложен вариант компенсации потерь производителям через «акцизный вычет». При базовом сценарии, сходном с текущим моментом, дополнительные доходы нефтехимии в 2015 г. составят 11.5 $/т. При этом уменьшение пошлины, которое хотят компенсировать нефтехимикам, составит порядка 100$. В случае принятия этого варианта, уточнил эксперт, цены внутреннего рынка теоретически могут измениться, но выплаты компенсаций и взимание пошлин будут неизбежны.
По мнению г-на Кручинина, возможны и альтернативные варианты. Один - это увеличение для ароматических углеводородов коэффициента для пошлины с 0.48 до 0.87 (при этом акциз и вычеты не вводятся). Этот вариант полностью сохраняет текущее положение на рынке, уточнил докладчик. Единственное ограничение – его противоречие подписанному РФ соглашению с ВТО. Другой альтернативный вариант - отмена ввода акциза на ароматику и, соответственно, отмена компенсаций нефтехимическим производителям. При реализации такого сценария основной проблемой становится дальнейшее изменение цены на бензол, а точнее - ее возможный рост, подытожил г-н Кручинин.
В случае же реализации маневра по предложенному варианту получается следующее: из 1.1 млн т бензола нефтепереработчики, которым должны компенсировать увеличение его себестоимости, производят только 400 тыс. т, а остальной объем выпускается на предприятиях пиролиза (520-540 тыс. т) и коксохимических. В результате, считает эксперт, большая часть компенсаций будет направлена не тем предприятиям, у которых выросла стоимость сырья. А три крупнейших производителя бензола, являющиеся одновременно и потребителями, не увеличивая свою себестоимость бензола, получат от государства компенсацию в сумме примерно 1.88 млрд руб.
Позицию государства по вопросу налогового маневра озвучил Антон Жаринов, начальник отдела департамента координации, развития и регулирования внешнеэкономической деятельности Минэкономразвития РФ. В отношении ароматики налоговый маневр подразумевает введение системы автоматического лицензирования производителей и потребителей, администрирование этой системы будет осуществлять налоговая служба. В Налоговом кодексе РФ будет создана отдельная статья для регулирования процесса выдачи лицензий. Бензол, параксилол и ортоксилол войдут в перечень подакцизной продукции. Акциз составит 2.3 тыс. руб. в 2015 г. В целях нивелирования возможных ценовых всплесков на нефтехимическое сырье разработана система налоговых вычетов, которая подразумевает возмещение из бюджета сумм акцизов, увеличенных на определенный коэффициент (примерно в три раза больше ставки акциза). Размер вычетов, определенный Минфином, был подсчитан таким образом, чтобы налоговая нагрузка на производителей и потребителей ароматики после столь масштабного изменения налогового режима не увеличилась. Минфин России, являясь инициатором поправок, утверждает, что система вычетов компенсирует все возможные убытки, поэтому никаких дополнительных рисков (в т.ч. ценовых) возникнуть не должно. Однако эта позиция не учитывает сложнейшие связи между сегментами рынка и наличие мультипликационных эффектов, которые обязательно нужно учитывать. По оценкам экспертов, после реализации налогового маневра цена на нефть на внутреннем рынке возрастет примерно на 6 тыс. руб., что может отразиться на стоимости продуктов дальнейшего передела, в т.ч. бензола.
Серьезным риском для производителей и потребителей ароматики станет временной лаг между начислением акциза и получением возмещения по нему. В коммерческих условиях это может обернуться увеличением цены.
Эксперт рассказал, что бензол как ароматический углеводород при ввозе и вывозе декларируется в двух товарных группах ТН ВЭД: 27 – как сырой продукт и 29 – как очищенная фракция. В настоящее время почти 70% экспорта приходится на группу 27. Экспортная пошлина на данный тип бензола считается на уровне 10% от таможенной стоимости, налоговый маневр ее не затронет. Очищенный же бензол (29 группа) попадает под изменения налогового законодательства - вывозная пошлина снизится. Таким образом, суммарный эффект маневра ограничивается теми 30% экспорта, которые приходятся на бензол для синтеза.
19 сентября законопроект был внесен на рассмотрение в Госдуму РФ. Его принятие ожидается в конце декабря, т.к. уже с начала 2015 г. он должен вступить в силу. Г-н Жаринов предложил игрокам рынка обобщить свои точки зрения по этому вопросу, чтобы позиция участников отрасли могла быть учтена при рассмотрении проекта до второго чтения.
Обсуждение предстоящего налогового маневра продолжилось в рамках круглого стола, где все заинтересованные стороны получили возможность обменяться мнениями.
Для «СДС Азот» как для производителя капролактама этот год проходит очень тяжело, рассказал вице-президент по химической отрасли ХК «СДС» Игорь Безух. Стоимость бензола на внутреннем рынке настолько высока для компании, что экономически целесообразно частично разгрузить производство. Любые дальнейшие ценовые риски еще более усугубят положение. Поэтому от налогового маневра производитель ожидает, прежде всего, сбалансированности внутреннего рынка – в т.ч. и по цене.
Генеральный директор компании «Бензол» Андрей Семушин подтвердил, что ситуация на рынке прогнозируется непростая. И если для крупных игроков, связанных долгосрочными контрактами, это будет не столь чувствительно, то работа мелких компаний существенно усложнится. Однако эксперт считает, что положительным последствием станет большая прозрачность рынка.
Компания «ММК» при любом варианте налогового маневра будет продолжать работать на экспорт. По словам старшего менеджера ГРПП Елены Некеровой, их единственный потребитель на внутреннем рынке – это «Сибур». Однако политика компании предусматривает сбалансированный портфель заказов, поэтому без зарубежных потребителей не обойтись.
Член Совета директоров компании «Камтэкс-Химпром» Владислав Шинкевич отметил, что в текущем варианте документального оформления налогового маневра не проработаны некоторые вопросы. Присутствуют изменения в НК РФ, определяющие наличие права на возмещение акциза для предприятий, занимающихся переработкой ортоксилола, но нет изменений, описывающих непосредственно процедуру возмещения акциза для таких предприятий-переработчиков. Отсутствует вариант получения свидетельства на оптовую торговлю, что лишает права на возмещение акциза компании, занимающиеся оптовыми закупками ортоксилола с целью последующей перепродажи мелким оптом. Это сократит использование продукта в качестве высокооктановой добавки к топливу, что является положительным фактором, но одновременно создаст неудобства для предприятий-производителей ЛКМ, использующих его в качестве растворителя. Также отсутствует понимание, будет ли начисляться НДС на акциз при реализации ортоксилола предприятиями-производителями и должны ли предприятия-переработчики включать сумму возмещенного с коэффициентом акциза в состав налогооблагаемой базы по налогу на прибыль.
Начальник управления углеводородного сырья, реагентов и материалов «Казаньоргсинтез» Владимир Уланов высказал опасения, успеют ли производители и потребители бензола своевременно – а значит, заранее - получить лицензии, если налоговый маневр вступит в силу с 1 января 2015 г. Тревогу эксперта вызывает и ситуация, которая сложится на рынке переработки поликарбоната. Этот сегмент в России начал развиваться совсем недавно – и может дестабилизировать работу малых предприятий (в одночасье рухнуть), поскольку при введении акциза финансовая нагрузка в итоге ляжет на конечного покупателя, который к этому не готов. Необходимо, чтобы разработчики налогового маневра уделили достаточное внимание этим аспектам.
Эдуард Вильховецкий, заместитель начальника управления координации газоэнергетической деятельности и продаж продуктов нефтехимии и газопереработки компании «Лукойл», рассказал, что налоговый маневр не повлияет на баланс производства ароматики на предприятиях группы «Лукойл». Имеющийся октановый пул, а также стандарты качества производимого на заводах компании бензина Евро-5 позволяют не вовлекать ароматику в производстве автобензина.
Кроме того, г-н Вильховецкий подтвердил, что завершение ремонтно-восстановительных работ и запуск производства пиролиза на «Ставролене» планируется в конце первого квартала 2015 г. Авария на предприятии произошла в феврале текущего года и существенно повлияла на ситуацию на российском рынке бензола, а именно - на возникновение дефицита продукта.
Отдельный доклад был посвящен рынку капролактама. Мировое производство по итогам 2012 г. составило 4.1 млн т, сообщил начальник департамента сырья «ЕвразХолдинга» Сергей Басалов. При этом 60% мирового производства обеспечивают шесть компаний: BASF, Sinopec, DSM, Honeywell, Ube и Taiwan CPC.
Основным регионом потребления является Азия (в 2012 г. - 56%), далее следует Северная Америка (18%) и Европа (16%). При этом структура потребления в разных регионах существенно отличается. Если в азиатских странах основной объем капролактама используется для производства волокон (64%), то в Северной Америке и Европе преобладают пластики - 53 и 80% соответственно.
Особое внимание г-н Басалов уделил китайскому рынку, общая мощность установок по производству капролактама в Поднебесной составляет 1.4 млн т/год. На всех установках реализован процесс переработки циклогексана. Исключение составляет одна установка Sinopec Shijiazhuang Chemical Fiber мощностью 65 тыс. т/год, использующая в качестве сырья толуол. Активное развитие производства капролактама в Китае связано с тем, что в последние годы потребление растет гораздо быстрее, чем импорт, и собственное производство стране просто необходимо. При этом 80% потребления составляют волокна.
Руководитель редакции «Углеводородное сырье и нефтехимия» украинского ИА «Хим-Курьер» Иван Марченков осветил ситуацию на рынке бензола и его производных в СНГ. За семь месяцев 2014 г. производство бензола в России составило 638 тыс. т, 15 тыс. т было отправлено на экспорт и 5 тыс. т – ввезено. В целом емкость рынка за анализируемый период оценивается в 628 тыс. т (89% к аналогичному периоду прошлого года). Емкость украинского рынка за тот же период – 18.4 тыс. т, при этом основная часть производимого продукта идет на экспорт.
Производство стирола — единственный сегмент переработки, где потребление бензола выросло (+2%), капролактам, фенол и нитробензол показали снижение. Все это стало следствием ряда форс-мажорных обстоятельств, а именно - внеплановых остановок производства на предприятиях России и Украины. Это привело к снижению объемов переработки бензола в большинстве сегментов потребления. Острый дефицит ароматического сырья способствовал стремительному росту цен на рынке.
По словам г-на Марченкова, производство бензола в СНГ имеет малый «запас прочности», и внеплановая остановка любого из производителей становится причиной дефицита продукта на рынке. Дальнейшее развитие сегментов переработки бензола возможно только при появлении новых производственных мощностей.
Что касается Казахстана, то флагман нефтепереработки - «Атырауский НПЗ» ведет крупномасштабную реконструкцию завода со строительством комплекса ароматических углеводородов и комплекса глубокой переработки нефти. Об этом рассказал директор департамента нефтепереработки завода Еркин Сулейменов. До полного завершения реконструкции предприятие будет работать по топливному варианту. Реконструкция состоит из трех этапов, первый уже закончен. Окончание второго планируется в конце 2014 г., третьего - в конце 2016 г. По итогам реконструкции мощность производства составит 133 тыс. т/год товарного бензола и почти 500 тыс. т/год параксилола.
Коммерческий директор Shell Global Solutions Сергей Абрамов представил опыт применения катализаторов для селективного гидрирования углеводородов C6-C8+, опыт компании Shell Chemical по эксплуатации процессов гидрирования пироконденсата, а также новейшие средства моделирования. Все это позволяет компании Shell/CRI Catalyst представить инновационные продукты и опыт на рынке гидрирования легких нефтепродуктов коксовых печей (Colo). Для этих технологий CRI поставляет кобальт-молибденовые (CoMo) и никель-молибденовые (NiMo) катализаторы.
Андрей Тарахнов, руководитель проектов «Байер Технологический Сервис», рассказал об опыте компании в реализации инвестиционных проектов. Успешная реализация капитальных проектов становится все более важной для российских компаний. Предпосылками для этого служат значительные инвестиции нефтехимической промышленности, изношенность заметного числа основных фондов и, как следствие, необходимость модернизации. Компания использует структурированный подход к реализации инвестпроектов. Методология в комплексе направлена на получение прибыли от построенного объекта, а не просто его строительство.
Разработке катализатора дегидрирования циклогексанола для производств капролактама был посвящен доклад независимого эксперта Юрия Павлова. Дегидрирование циклогексанола в циклогексанон является важной стадией в производстве капролактама - мономера для получения полиамидных материалов: синтетических волокон и пластических масс. Процесс осуществляется на низкотемпературных катализаторах, содержащих в качестве активного компонента медь на твердом оксидном носителе. В РХТУ им. Д. И. Менделеева разработан новый медьсодержащий катализатор дегидрирования на алюмосиликатном носителе Мак-К. Он имеет хорошие рабочие характеристики в процессе дегидрирования циклогексанола: высокую конверсию - более 50% и селективность98.5% и выше. Термостабильность катализатора в условиях реакционной среды выше, чем известных промышленных катализаторов.
Все новости индустрии
|
|