Российский рынок полимерных пленок, несмотря на усилия ключевых игроков, никак не может перейти от количественного роста к качественному развитию
В понедельник 6 июня в отеле «Балчуг Кемински Москва» состоялась традиционная Международная конференция компании «Креон» «Полимерные Пленки 2011». Мероприятие прошло при партнерской поддержке компании «Центрополимер». В приветственном слове генеральный директор «Креон» Санджар Тургунов отметил, что общие настроения в отрасли оптимистичные, объемы инвестиций и потребления растут, однако победные реляции закрывают ряд серьезных проблем отрасли, которые связаны, в первую очередь, с сырьевым обеспечением и структурой спроса на пленки.
С обзорным докладом состояния рынка полимерных пленок выступил заместитель генерального директора по развитию и маркетингу компании «НТЛ Упаковка» Алексей Чубыкин. По его словам, последствия кризиса и обвала рынка в 2009 году все еще чувствуются, хотя объем спроса восстановился. Однако в отрасли нет понимания в каком направлении развиваться и где концентрировать инвестиционные ресурсы. Это стало особенно важно после колоссального сокращения объема потребления, которое повлекло за собой нехватку оборотных средств у игроков рынка. В прошлом 2010 году особенно высокие темпы роста спроса наблюдались на рынках сравнительно новых для России БОПП и ПЭТ пленок. В то же время рынок этих пленок контролируется всего тремя компаниями и появление новых игроков здесь вряд ли в скором времени произойдет. Суммарный объем производства БОПП пленок в России оценивается в 120 тыс. тонн в год, на рынке сильно присутствие турецких и китайских компаний, в перспективе возможно появление БОПП пленок туркменского производства. В индустрии высококачественных барьерных пленок в России пока не были реализованы какие-либо успешные проекты из-за узости рынка и сегментации спроса. В целом полипропиленовые пленки, хотя и остаются нишевым продуктом, постепенно вытесняются более дешевыми полиэтиленовыми. Общий прогноз роста рынка на 2011 год, по словам г-на Чубыкина, выглядит весьма оптимистично, поскольку сейчас в сложном положении остаются только печатные компании, которые наносят на пленки логотипы. Сейчас темпы роста замедлились, однако при благоприятной ситуации к осени рынок снова начнет расти.
Более детально рынок полипропиленовых пленок рассмотрела руководитель департамента экспортных операций предприятия «Биаксплен» Наталья Малькова. Первая партия пленок была произведена заводом в 2005 году, в 2007 году компанией был куплен завод по производству БОПП пленки «Гринн Пластик». Емкость российского рынка БОПП в 2010 году составила 120 тыс. тонн, к концу 2011 года планируется рост до 135 тыс. тонн. По прогнозам г-жи Мальковой к 2015 году объем потребления БОПП пленки на рынке РФ составит порядка 200 тыс. тонн. Мировое же потребление материала будет расти примерно на 7% ежегодно. От импортного сырья компания перешла к закупкам отечественного, которое выпускают предприятия в Томске и Москве. Другим изменением последнего времени стало сокращение экспортных поставок, поскольку внутренний рынок России является премиальным. Однако, по словам генерального директора конкурирующей компании «Исратэк» Михаила Шулякова, московское и томское полимерное сырье имеют худшие характеристики, чем продукция более новых заводов «Ставролена» и НКНХ, и именно с этим связано снижение продаж пленок «Биаксплена» за рубежом. Прогноз роста спроса к 2015 году по версии «Исратэка» более сдержанный, объем рынка может составить только 160 тыс. т.
О состоянии российского рынка полимерной упаковки и его перспективах рассказал Александр Бойко, исполнительный директор Национальной конфедерации упаковщиков. Рынок полимерной упаковки в России сегодня опережает бумагу и картон и его объем оценивается в 5,5 млрд долларов при ежегодных темпах роста 5-6%. По объему рынка полимерной упаковки Россия занимает девятое место в мире. В то же время средняя рентабельность упаковочных производств крайне низкая, всего 3-4%. По словам докладчика, ключевой проблемой рынка сейчас является то, что во многих его секторах нет признанного лидера, который бы двигал его вперед и лоббировал интересы перед государством. Неясно кто должен выдвигать таких лидеров – средний отраслевой бизнес или вертикально-интегрированные компании. Зато консолидируются потребители, и здесь огромной является роль транснациональных компаний, таких как PepsiCo. Постепенно, как и в Европе, растет роль экологических стандартов, хотя в России ситуация выглядит странно. Так, г-н Бойко назвал глупостью попытки запретить ПЭТ-тару для розлива пива и отметил, что в то же время об ограничении использования термоусадочных ПВХ-пленок, которые в Европе запрещены, пока нет даже разговоров.
В докладе обозревателя журнала «Пластикс» Лили Гусевой были рассмотрены проблемы и перспективы использования биоразлагаемых полимерных материалов. Эта группа продуктов делится на материалы на основе природных полимеров, на основе синтетических материалов (полилактиды), на композиционные материалы, материалы, синтезированные микробиологическим путем и модифицированные биразлагаемыми добавками. Для биологического разложения необходимы определенные температура и влажность, определенные микроорганизмы, определенная структура полимера и определенное время. В связи с этим г-жа Гусева усомнилась в праве данных материалов называться биоразлагаемыми. По ее мнению, выпуск этих «модных» материалов выгоден только производителям пищевого сырья (крахмала, целлюлозы, молочной кислоты и др.), которые активно поддерживают соответствующие изменения законодательства в развитых странах.
Генеральный директор компании Macchi Russia Вячеслав Рябов рассказал о тенденциях развития технологий производства термоусадочных пленок и стрейч-худа. Важнейшей тенденцией рынка этой продукции является смещение розничных продаж в крупные гипермаркеты, групповая упаковка становится все более привычной и к ней предъявляются новые требования. Все термоусадочные пленки условно можно разделить на более тонкую, но прочную «бюджетную» упаковку и «премиальную», на которую наносится этикетка и для которой важны оптические свойства. В верхнем слое пленок используется ЛПЭНП, в среднем – ПЭВП. При этом появляются рецептуры с тонкими внешними слоями и утолщенным средним слоем более дешевого ПЭВП. Паллетную однослойную пленку постепенно вытесняет стрейч-худ, хотя оборудование для его выпуска довольно дорогое. Ключевой технологической проблемой является баланс эластичности и удержания, которая решается добавлением эластомеров в центральный слой пленок. Улучшение барьерных свойств упаковки достигается не только за счет изменения состава пленок, но и за счет развития технологий их склеивания. В докладе руководителя отдела спецхимии «Шеллстоун Кемикалс» Дмитрия Косова была представлена презентация клеев фирмы Bostik, официальным дистрибьютором которой является компании.
Других отраслей применения полимерных пленок, за исключением упаковки, сравнительно немного. Руководитель лаборатории РГУ Нефти и газа Виктор Протасов рассказал о перспективных технологиях защиты нефтяных труб с использованием специальных композиционных материалов. Они состоят из двух защитных слоев нетканых материалов и среднего изоляционного слоя пленки. Различные варианты таких покрытий предполагают использование ПЭНП и полиэфиров, полипропилена и хлопка, стеклоткани. Это сравнительно дешевое и эффективное средство защиты труб от коррозии, особенно в местах сварных швов.
Проблемы сырьевого обеспечения отрасли заняли особое место в докладе генерального директора «КвадроКом» Александра Суматохина. По его словам, из торговой компании фирма во все большей степени становится производственной, однако пока занимается в основном «перемоткой» китайских стрейч-пленок. Из-за этого компания вступила в конфликт с отечественными игроками рынка из-за утраты последними крупных заказов. При этом российские компании не в состоянии предложить конкурентоспособный продукт из-за отсутствия в России стабильного производства линейного полиэтилена. В России соответствующее сырье выпускает только НКНХ, но и его работа нестабильна.
По материалам ЗАО "Креон"
Все новости индустрии
|