Вслед за рынками каустика и хлора ФАС обратила внимание на рынок поливинилхлорида (ПВХ). Никаких документов "подозреваемым" ведомство еще не разослало, но уже посетило с проверкой стерлитамакский "Каустик".
Ведомство инициировало проверку по возможному нарушению антимонопольного законодательства по этому продукту. Совместно с правоохранительными органами ФАС уже провела проверку на стерлитамакском "Каустике", в ходе которой проверялись документы, в том числе по ПВХ. Расследование пока на самом начальном этапе, никаких процессуальных документов еще не разослано.
Помимо "Каустика" ПВХ в России производят "Саянскхимпласт", волгоградские "Пласткард" ("Никохим") и "Химпром", а также "Сибур-Нефтехим". Эти компании ранее уже фигурировали в делах ФАС как участники сговоров по кабельным пластикатам, хлорпарафинам, каустической соде и хлору.
По мнению аналитика Raiffeisenbank Константина Юминова, компании могут попасть в поле зрения ведомства и в этот раз. Кроме того, "в зоне риска" Единая торговая компания - трейдер реализует ПВХ с "Каустика" и "Пласткарда" и неоднократно обвинялся в организации картелей.
Эксперты отмечают, что сговор на рынке ПВХ труднодостижим, ведь на нем очень большую долю занимает экспорт. "На российском рынке сегодня потребление 1,1 млн тонн, а мы за прошлый год выпустили 148 тыс. тонн", - сообщила гендиректор "Башхима" Надежда Пинигина.
Доля импорта на российском рынке ПВХ по итогам 2011 года составила 49% (560 тыс. тонн против 576 тыс. тонн внутреннего производства), подсчитали аналитики Raiffeisenbank. Среди импортеров лидируют США и Китай. По мнению К.Юминова, в 2012 году доля импорта может быть еще больше. Два крупнейших внутренних производителя – "Саянскхимпласт" и "Каустик" - занимают почти 80% рынка, а всего в стране пять производителей, то есть формальные предпосылки для монополизации рынка есть, но диктовать свою цену рынку они не могут, говорит эксперт. "В последние месяцы на российском рынке ПВХ наблюдался существенный рост цен, что могло вызвать подозрения ФАС, но на самом деле это связано с ростом цен на мировых рынках", - добавил К.Юминов.
При этом с юридической точки зрения все не так однозначно. "Если у потребителя есть возможность приобретать продукцию аналогичного качества у иностранных компаний, негативных последствий от объединения российских производителей на рынке не будет, то есть говорить о картеле нецелесообразно", - считает председатель МКА "Николаев и партнеры" Юрий Николаев. Однако управляющий партнер юридической компании Art de Lex Дмитрий Магоня с ним не согласен: "Закон о защите конкуренции направлен прежде всего на защиту самой конкуренции, а не внутреннего производства. Если доказан факт сговора, независимо от того, какую долю занимают его участники, они будут нести ответственность". По материалам Plastics.ru
Все новости индустрии
|